Производство. Планирование и управление
Система планирования производства допускает интеграцию на уровне приема-передачи данных как с бухгалтерской системой 1С, так и с САПР (AutoCAD, «Компас» и т.д.)
Автоматизированные системы планирования производства
Основная цель применения программ планирования производства – повысить эффективность производства. То есть увеличить объёмы выпуска продукции, выполнять заказы быстрее и выполнять их больше, сократить (исключить) ненужные затраты, сделать производственную систему более гибкой, динамичной, производительной.
В программе пользователь может с той точностью, которую сам считает необходимой, описать свой производственный процесс (продукция, выполняемые работы, используемые материалы и комплектующие, имеющиеся производственные мощности) и затем использовать эти данные для максимально эффективной организации своего производства. В частности:
- планировать - какие материалы и комплектующие следует закупить, какие работы выполнить и т.д.;
- управлять - выдавать задания на изготовление той или иной продукции, выполнение тех или иных работ, определять приоритетность и т.д.;
- контролировать - достаточно ли имеющихся запасов, что находится в производстве, в какой стадии, насколько выполнены выданные задания, всё ли отгружено по заказу и т.д.;
- анализировать и улучшать - сравнивать фактические и плановые показатели, находить «узкие» места, анализировать фактическую загруженность производства, статистику выполнения работ, соответствие запасов и скорости их расходования, составляющие себестоимости продукции и т.д.
Для маленькой производственной фирмы это означает, что один-два специалиста могут легко совмещать ряд обязанностей и с успехом справляться с работой, для выполнения которой без применения программы потребовался бы целый отдел (а то и не один). Для более крупного производства, где большой коллектив специалистов работает, как одна команда, и каждый отвечает только за свою относительно небольшую часть общего процесса, программа позволяет организовать рабочие места более узкой направленности. И в том и в другом случае все пользователи программы работают с одной общей базой данных, что обеспечивает максимальную эффективность их совместной деятельности и скорость решения стоящих перед ними задач.
Все функции программ разбиты по группам - Режимам работы. Каждый режим предназначен для решения определённой задачи или группы задач. Режим работы объединяет в себе средства для представления информации, которая требуется для решения соответствующей задачи, и набор инструментов (команд меню) необходимых для работы с этой информацией в целях решения обозначенной задачи. Например:
Режим работы |
Решаемые задачи |
Информация на экране |
Функции |
Номенклатура |
Ввод, просмотр, редактирование исходной информации в базе данных (продукция, материалы, комплектующие и т.д.) |
Содержание базы данных (справочник), структура справочника в виде дерева папок. |
Добавление новых позиций в справочник (например, деталей), редактирование ранее введённых, работа со структурой справочника в виде дерева папок, поиск, сортировка и т.д. |
Технология подробно |
Описание порядка изготовления детали (создание, просмотр, редактирование техпроцесса) |
технологический процесс изготовления детали |
Добавление/удаление операций (переходов, инструмента, материалов), редактирование, нормирование трудоёмкости, копирование фрагментов из других техпроцессов, применение типовых операций и т.д. |
Технология подробно |
Описание порядка изготовления детали (создание, просмотр, редактирование техпроцесса) |
технологический процесс изготовления детали |
Добавление/удаление операций (переходов, инструмента, материалов), редактирование, нормирование трудоёмкости, копирование фрагментов из других техпроцессов, применение типовых операций и т.д. |
Производственные заказы |
Выбор нужного производственного заказа из находящихся в данный момент в работе |
Список находящихся в работе заказов на производство |
Создание нового заказа, поиск, фильтр, выбор нужного заказа для дальнейшей работы с ним, просмотр ранее выполненных заказов и т.д. |
Планирование – Загрузка производства |
Расчёт и анализ, чем и насколько будут загружены имеющиеся производственные мощности |
Результаты расчёта плановой загрузки производства |
Создание нового варианта расчёта плановой загрузки производства, просмотр результатов расчёта, выбор варианта отображения результатов расчёта, изменение ограничений (например, количества рабочих, сменности, доступности того или иного поста) и т.п. |
Обеспеченность |
Выявление дефицитных позиций (изделий, деталей, материалов), создание заявок на их приобретение или изготовление |
Текущие потребности в изделиях, материалах, комплектующих, имеющиеся запасы, ожидаемые поступления |
Различные фильтры (показать всё, только дефицит, только покупные, только позиции собственного изготовления и т.п.), поиск, группировка информации, создание заявок и т.д. |
Себестоимость |
Расчёт плановых прямых затрат на изготовление продукции или выполнение заказа |
Необходимые для изготовления продукции или выполнения заказа материалы, комплектующие, работы, их расчётная стоимость |
Группировка затрат по типу (материалы, покупные изделия, работы и т.п.), выбор способа определения цен, представление вклада различных составляющих в общую себестоимость в графическом виде и т.д. |
Преимущества автоматизированных систем планирования
Большие возможности
Применение программы позволяет улучшить многие аспекты деятельности производственного предприятия:
- планировать и контролировать выполнение заказов;
- cвоевременно закупать нужные материалы и комплектующие;
- видеть остатки и движение материалов и продукции в производстве, чтобы избегать как дефицита, так и неоправданных запасов;
- планировать и отслеживать выполнение работ непосредственно на участках и постах;
- своевременно реагировать на изменения и отклонения;
- анализировать фактические затраты на производство и их соответствие планам и нормативам;
- и многое другое...
Эффективность совместной работы
Наибольший эффект от применения систем планирования можно получить при совместном её использовании специалистами разных служб (отдел подготовки производства, плановая служба, производственный отдел, снабжение и т.д.). В этом случае каждый пользователь вносит в общую базу данных лишь небольшой объём информации, связанной с его текущей деятельностью. В обмен он получает из системы нужную ему самому для работы информацию во всей полноте, мгновенно, и не сходя со своего рабочего места. Независимо от того, когда и в каком подразделении нужные ему данные появились. Руководитель может видеть целостную картину происходящего и легко получить нужные ему сведения, не прибегая для этого к сбору совещаний, без сложной и трудоёмкой системы отчетности, большого количества документов и т.п.
Благодаря этой особенности - система управления производством позволяет согласовать и скоординировать усилия специалистов, меньшими силами выполнять больший объем работ, а значит, даже небольшой коллектив может быстрее и качественнее выполнять больше заказов клиентов.
Основные возможности
Быстрая и точная информация для руководителей
Контроль реальных прямых затрат на выполнение заказов, анализ их соответствия плановым, выявление отклонений от действующих нормативов, перерасхода материалов и т.п.
Контроль реальной загрузки производства и персонала, статистика по всем выполненным работам за любой период (по участкам, по работникам, по заказам и т.п.).
Производство
Контроль всех находящихся в работе заказов.
Планирование и учёт работ с нужной степенью детальности – от простейшего (отметка в программе «не начинали», «в производстве», «готово») до выдачи и приёмки заданий в реальном времени каждому конкретному рабочему непосредственно на участках с использованием планшетных компьютеров для мастеров.
Возможность составлять план производства в виде диаграммы Гантта, удобный графический интерфейс для управления последовательностью и приоритетностью изготовления партий продукции.
Возможность оперативно планировать работы по постам и выдавать задания с учётом реальной производственной ситуации: наличие персонала, текущая загруженность, готовность по предыдущим технологическим операциям, заданная общим планом производства приоритетность и т.п.
Статистика и автоматическое построение различных отчётов по всем выполненным работам (за заданный период времени, по заказу, по участку, по работникам и т.п.).
Складской учёт
Быстро и легко вносить информацию: автоматизированное заполнение расходных документов, удобный интерфейс для ввода данных о новом поступлении или внесения текущих остатков на момент начала работы с программой, автоматически формируются необходимые документы для печати.
Контроль текущих остатков, возможность отображать количество в любой удобной единице измерения, в зависимости от текущей задачи, возможность любой группировки: по типам и группам материалов, по местам хранения и т.п.
Возможность использования графических изображений и фотографий для наглядности (например, для комплектующих или инструмента).
Специальные возможности для исключения «дублирования» одних и тех же позиций в базе данных предприятия, даже если в распечатываемых из программы документах они называются по-разному (в соответствии с тем, как указаны в документах, пришедших от поставщиков).
Управление качеством и сервис
Документирование производственных процессов, накопление статистики, ведение истории по каждой партии (экземпляру) выпущенной продукции, использованным в производстве материалам, комплектующим, полуфабрикатам и т.д.
Современные технологии работы
Возможность быстрой предварительной проработки заказов и подготовки производства; Совместное использование различными службами единой базы данных, объединяющей разнородную техническую, коммерческую и производственную информации.
Расчет и контроль затрат на производство продукции или выполнение заказов, анализ структуры себестоимости и влияния на нее различных факторов.
Назад в раздел